Владимир Владимирович Дуров

Весь мир знает цирковую династию Дуровых, основанную более 150 лет назад Владимиром Леонидовичем Дуровым.

Родился В. Л. Дуров 7 июля (25 июня по старому стилю) 1863 г. в Москве, в дворянской семье. Род Дуровых старинный: первое упоминание в российских родословных книгах относится к XVI веку. В роду были думские дьяки, постельничии, стрелецкие полковники, знаменитая кавалерист-девица Надежда Андреевна Дурова — его прабабушка, а его отец Леонид Дмитриевич — участник Крымской кампании 1855 года.

Рано оставшийся без родителей, Владимир вместе с младшим братом Анатолием воспитывался в семье своего крестного отца Н. З. Захарова. Он готовил их к военной карьере, с этой целью братья были отданы в Первую Московскую гимназию — нечто вроде кадетского корпуса.

Однако братья увлекались акробатикой, цирком, убегали на народные гулянья посмотреть выступления клоунов в балаганах. В наказание их отправляли к бабушке во Вдовий дом, где началась их дружба с А. И. Куприным.

Однажды братья бегут в Тверь — в бродячий цирк Ринальдо, проходят трудную школу актерства, осваивают все цирковые профессии — акробаты, жонглеры, клоуны. Им казалось, что именно здесь, в ярмарочном водовороте, в окружении народа, живет свобода духа и душа земли, на которой они родились.

«Короли шутов, но не шуты королей»,

 — говорили о себе Дуровы.

Мечтой Дурова было построить собственный дом для зверей, поселить их там в наиболее подходящих для каждого условиях, наблюдать, лечить, учить и показывать их искусство. В Москве, на улице Старая Божедомка (в 1927 году она стала улицей Дурова), он покупает дом с садом и конюшней и 8 января 1912 года открывает «Уголок Дурова».

В этом доме знаменитый артист прожил всю оставшуюся жизнь. Отсюда он уезжал на гастроли, здесь занимался научной работой, здесь и окончились его дни 3 августа 1934 года (похоронен В. Л. Дуров на Новодевичьем кладбище).

Дурову удалось создать учреждение, подобного которому нет в мире: здесь находился и «Театр Крошка», где выступали дрессированные животные, и обширный естественнонаучный музей, и научная лаборатория, в которой велись наблюдения за поведением животных, разрабатывались приемы дрессуры, читались для посетителей лекции о психологии животных.

После смерти Дурова Уголок возглавила его жена — Анна Игнатьевна. В молодости она была цирковой наездницей, а став женой и помощницей В. Л. Дурова, она берет на себя все бытовые, хозяйственные и административные хлопоты по Уголку.

Много лет Уголком руководила младшая дочь Дурова — Заслуженный деятель искусств РСФСР Анна Владимировна Дурова-Садовская.

Династия Дуровых подарила отечеству четырех Народных артистов СССР: Юрия Владимировича, Владимира Григорьевича, Наталию Юрьевну и Льва Константиновича Дуровых,
Народных Артистов России Терезу Васильевну Дурову и Юрия Юрьевича Дурова,
Заслуженного деятеля искусств РСФСР Анну Владимировну Дурову-Садовскую,
Заслуженного Артиста России Терезу Ганнибаловну Дурову.

С 1978 по 2007 год «Страной чудес дедушки Дурова» руководила правнучка Владимира Леонидовича — Наталия Юрьевна Дурова.

С 2007 г. до 2022 г. года художественным руководителем театра был правнук В. Л. Дурова, Народный Артист России, Юрий Юрьевич Дуров.

А 1 ноября 2022 г. на этом посту сменила его дочь и праправнучка Владимира Дурова — Наталья Юрьевна Дурова младшая. Так, театром руководит уже пятое поколение знаменитой династии, которая не только следует заповедям своего основателя, но и продолжает дело, аналогов которому в мире нет до сих пор.

«Страна чудес дедушки Дурова» признана национальной ценностью, одним из ведущих воспитательных центров России, несущих подрастающему поколению духовность и нравственность. И сегодня, поменяв название на «Театр «Уголок дедушки Дурова», продолжает свою благородную миссию.

Анатолий Владимирович Дуров

Династия Дуровых в годы Великой Отечественной войны

Дурова-Садовская Анна Владимировна

После смерти в 1934 г. В. Л. Дурова художественным руководителем «Уголка» становится его дочь — Анна Владимировна, которая работает в нем до самой кончины. В отчетах о работе театра в первые недели войны А. В. Дурова-Садовская пишет: «Война. Все ценные крупные животные и хищники гибнут. Уголок ни на один день не закрывается для посещения, хотя в Уголке остается всего 5 сотрудников».

Осенью 1941 г. театр почти прекращает свое существование, хотя и не закрывается полностью. В период Великой Отечественной Войны «Уголок» находится в ведении Московского зоопарка.

С середины 1941 г. по конец 1942 г. Анна Владимировна находится в эвакуации в Челябинске. По возращении в Москву она прикладывает все усилия для восстановления работы театра. Второе рождение «Уголка» происходит в 1943 г. после ремонта здания. Восстанавливается центральное отопление, водопровод, одно из помещений отводится под зрительный зал на 120 мест с маленькой шестиметровой сценой. В репертуар на регулярную основу входит один спектакль в неделю, который ведет только Анна Владимировна.

Премьера постановки «Терем, Теремок», срежиссированной А. В. Дуровой-Садовской, приходится на 1 мая 1943 г. А театр «Крошка» сменяет название и становится «Театром зверей».

Число посетителей постоянно увеличивается. С 43 000 человек в 1941 г. до 69 000 в 1945 г.

В 1945 г. Анна Владимировна откомандирована в Германию.

За полтора месяца пребывания там ей удается собрать до 20 вагонов трофейных животных и доставить их в Москву. Большинство из них передается в ведение Московскому зоопарку.

За годы войны «Уголок» организовывает выезды и выступления в военные госпитали, клубы и предприятия.

Дуров Юрий Владимирович

Начало Великой Отечественной войны застало знаменитого циркового артиста в Ярославле. Как истинный патриот, Юрий Владимирович сразу попросился на фронт. Но Родина приказала иное: остаться в цирке и работать для мирных граждан и солдат в госпиталях.

Сменив традиционный цирковой костюм династии, ранее созданный его дедом и основателем театра В. Л. Дуровым, на национальный, Юрий Владимирович придумал новый образ и новую программу в русском стиле.

Дуров продолжал работать в стационарных цирках. Свое выступление начинал с эффектного выезда на тройке лошадей. Сзади в кибитке сидел небольшой медведь. Затем Дуров читал вступительный монолог, где были такие слова: «Дед мой умер. На трудном, но славном пути, я постиг цирковую науку. Билось русское сердце у деда в груди и такое же сердце у внука. А теперь я сменил свой наряд шутовской не забавы, а гордости ради…».

Монолог очень вдохновлял зрителей. Перед глазами вставал образ русского человека, не сломленного тяжким бременем войны, не сломленного тяжким бременем войны.

Кроме того, представления артиста проходили на фабриках, заводах, в госпиталях и прифронтовых зонах. И всегда поднимали боевой дух советских людей, даже в такое тяжелое время.

День Победы 1945 года Юрий Владимирович Дуров встретил в Казани.

150 лет династии Дуровых

Сегодня
цирковой династии Дуровых
исполняется 150 лет

25 июня 1863 года на свет появился человек, создавший уникальный театр зверей, разработавший собственную школу гуманной дрессуры — Владимир Дуров. Или, как его еще называют теперь, дедушка Дуров. От него идет одна из самых знаменитых среди существующих по сей день цирковых династий. Накануне юбилея мы встретились с прямыми наследниками Владимира Леонидовича — руководителем Театра зверей имени Дурова, народным артистом России Юрием Дуровым (правнуком) и его дочерью, молодой дрессировщицей Натальей.

— Юрий Юрьевич, известно, что ваш прадед учился на офицера. Как же он оказался в цирке?

— Владимир Леонидович и его младший брат Анатолий в раннем возрасте остались без родителей и были отданы на воспитание к дяде. Тот прочил им военную карьеру и отправил в кадетский корпус.
Как-то один из братьев зашел в класс на урок закона Божьего вверх ногами, за что был изгнан из корпуса. А следом сбежал и второй брат.

Страх перед строгим дядей не позволил им вернуться домой, а голодные скитания в конце концов привели в цирковой балаган. Начинали расклейщиками афиш, были униформистами, ассистентами. Потом и сами вышли на манеж. Были акробатами, шпагоглотателями, фокусниками… В конце концов посвятили себя клоунаде, причем с уклоном в сатиру.
Какое-то время работали вместе, потом разъехались. И если Анатолий остался сатириком, а мелкие животные в его аттракционах только дополняли шуточные сюжеты, то Владимир Леонидович целиком посвятил себя дрессуре. Ездил за границу, большую часть доходов тратя там на приобретение редких животных. Впоследствии обратился и к науке, ставил опыты в области зоопсихологии.

— Как и когда появился театр зверей?

— В 1912 году в Москве открылся театр «Крошка». Кстати, этот зал до сих пор существует, там располагается наша малая сцена. Конечно, за столетие она несколько раз ремонтировалась и свою аутентичность утратила. Надо сказать, что театр изначально не был сугубо детским развлечением. Он воспринимался как диковинка и взрослыми. Только со временем Дуров стал делать акцент на детской публике, и в последние годы его жизни в наш театр в основном ходили ребятишки.

Кстати, знаменитая кавалерист-девица Надежда Андреевна Дурова тоже имеет отношение к нашей семье. Но до Владимира Леонидовича и Анатолия Леонидовича никто из Дуровых цирком не занимался.

— Как династия развивалась дальше?

— Уже 11 ее представителей, включая нас с дочерью, посвятили себя дрессуре. Когда не стало Владимира Леонидовича, недолгое время театром руководила его жена Анна Игнатьевна, но затем основную заботу о театре взяла на себя его дочь Анна Владимировна Дурова-Садовская — жена знаменитого театрального режиссера. Более 20 лет, до последних своих дней, она руководила театром. Эстафету у нее приняла моя старшая сестра Наталья Юрьевна Дурова, которая более 30 лет руководила театром.

— Ваш отец тоже был знаменитым дрессировщиком?

— Папа вырос в стенах этого театра. Он с восьмилетнего возраста остался без родителей и воспитывался у своего деда Владимира Леонидовича, который в конце концов его усыновил, чтобы официально стать его опекуном. В юности папа ездил с Владимиром Леонидовичем на гастроли, а потом стал работать самостоятельно, показывал свой аттракцион в различных цирках страны.

— Вы вышли на манеж в 6-летнем возрасте — это старшие так захотели?

— Я с самого раннего детства осознавал ответственность перед фамилией и мечтал выйти на манеж. Хотя первый раз я там оказался случайно. Мы выступали с новогодней сказкой, по сюжету которой злые силы превращали большого артиста Дурова в маленького. Понятно, что этого маленького Дурова пришлось играть мне. Находился я на манеже несколько минут, стоял, плакал, потом появлялся добрый волшебник и превращал меня обратно в Дурова-большого. Вскоре папа предложил мне ассистировать ему на манеже и дальше. Я подавал ему мячики в номере с морским львом и даже дирижировал слоновьим джаз-оркестром.

— Дуровы опровергают расхожую фразу, будто на детях талантливых людей природа отдыхает.

— Да уж, иначе придется считать, что недостаточно талантливым был Владимир Леонидович.

Наталья ДУРОВА дрессировщица, дочь Юрия Юрьевича Дурова

— Сказать по правде, в детстве я вообще не осознавала, что ношу знаменитую фамилию и что это ко многому обязывает. Был период, когда хотела уйти из театра и даже поступила в РГГУ. Я, похоже, еще не могла толком понять, чего хочу от жизни. Когда лучше разобралась, вернулась в театр. Впрочем, высшее гуманитарное образование оказалось полезным. В дрессуре это вряд ли помогает, но при написании сценариев, постановке спектаклей — безусловно.
Впрочем, на практике папа помог мне куда больше, нежели институт. В нашей работе много тонкостей, надо понимать особенности каждого животного, подходить к нему индивидуально.

Вот несколько случаев в подтверждение.
В одном из цирков, где мы работали, по стене неподалеку от слоновника проходила труба отопления с красным фигурным вентилем. Его причудливая форма вызвала большое любопытство у одной из слоних, она начала крутить кран хоботом и залила слоновник водой.

С пони тоже был памятный случай. Две лошадки стояли отдельно, их разделяла перегородка, закрывавшаяся на щеколду. Так одна из лошадок научилась открывать щеколду зубами и пробираться к своему напарнику. Прихожу как-то утром, а они стоят вместе, хотя точно помню, что накануне вечером оставляла их в разных вольерах.

А еще была очень смешная история с козлом, которого я взяла совсем маленьким. Чтобы ему не было скучно, я его посадила к собакам. Не прошло и месяца, как мой козел начал гавкать, то есть блеять не протяжно, а отрывисто и резко. Также он научился есть сухой корм, а еще начал воровать у собак мясо. И если на репетиции кто-то обронит кусок мяса, он тут же подбежит и съест. Это козел, который должен есть сено и морковку!

Работа с животными — это что-то потрясающее, каждый день приносит открытия.

Источник