Уважаемые зрители!
Помогите нам стать лучше -
поставьте свои оценки!

 

150 лет династии Дуровых

Сегодня
цирковой династии Дуровых
исполняется 150 лет

25 июня 1863 года на свет появился человек, создавший уникальный театр зверей, разработавший собственную школу гуманной дрессуры — Владимир Дуров. Или, как его еще называют теперь, дедушка Дуров. От него идет одна из самых знаменитых среди существующих по сей день цирковых династий. Накануне юбилея мы встретились с прямыми наследниками Владимира Леонидовича — руководителем Театра зверей имени Дурова, народным артистом России Юрием Дуровым (правнуком) и его дочерью, молодой дрессировщицей Натальей.

— Юрий Юрьевич, известно, что ваш прадед учился на офицера. Как же он оказался в цирке?

— Владимир Леонидович и его младший брат Анатолий в раннем возрасте остались без родителей и были отданы на воспитание к дяде. Тот прочил им военную карьеру и отправил в кадетский корпус.
Как-то один из братьев зашел в класс на урок закона Божьего вверх ногами, за что был изгнан из корпуса. А следом сбежал и второй брат.

Страх перед строгим дядей не позволил им вернуться домой, а голодные скитания в конце концов привели в цирковой балаган. Начинали расклейщиками афиш, были униформистами, ассистентами. Потом и сами вышли на манеж. Были акробатами, шпагоглотателями, фокусниками... В конце концов посвятили себя клоунаде, причем с уклоном в сатиру.
Какое-то время работали вместе, потом разъехались. И если Анатолий остался сатириком, а мелкие животные в его аттракционах только дополняли шуточные сюжеты, то Владимир Леонидович целиком посвятил себя дрессуре. Ездил за границу, большую часть доходов тратя там на приобретение редких животных. Впоследствии обратился и к науке, ставил опыты в области зоопсихологии.

— Как и когда появился театр зверей?

— В 1912 году в Москве открылся театр «Крошка». Кстати, этот зал до сих пор существует, там располагается наша малая сцена. Конечно, за столетие она несколько раз ремонтировалась и свою аутентичность утратила. Надо сказать, что театр изначально не был сугубо детским развлечением. Он воспринимался как диковинка и взрослыми. Только со временем Дуров стал делать акцент на детской публике, и в последние годы его жизни в наш театр в основном ходили ребятишки.

Кстати, знаменитая кавалерист-девица Надежда Андреевна Дурова тоже имеет отношение к нашей семье. Но до Владимира Леонидовича и Анатолия Леонидовича никто из Дуровых цирком не занимался.

— Как династия развивалась дальше?

— Уже 11 ее представителей, включая нас с дочерью, посвятили себя дрессуре. Когда не стало Владимира Леонидовича, недолгое время театром руководила его жена Анна Игнатьевна, но затем основную заботу о театре взяла на себя его дочь Анна Владимировна Дурова-Садовская — жена знаменитого театрального режиссера. Более 20 лет, до последних своих дней, она руководила театром. Эстафету у нее приняла моя старшая сестра Наталья Юрьевна Дурова, которая более 30 лет руководила театром.

— Ваш отец тоже был знаменитым дрессировщиком?

— Папа вырос в стенах этого театра. Он с восьмилетнего возраста остался без родителей и воспитывался у своего деда Владимира Леонидовича, который в конце концов его усыновил, чтобы официально стать его опекуном. В юности папа ездил с Владимиром Леонидовичем на гастроли, а потом стал работать самостоятельно, показывал свой аттракцион в различных цирках страны.

— Вы вышли на манеж в 6-летнем возрасте — это старшие так захотели?

— Я с самого раннего детства осознавал ответственность перед фамилией и мечтал выйти на манеж. Хотя первый раз я там оказался случайно. Мы выступали с новогодней сказкой, по сюжету которой злые силы превращали большого артиста Дурова в маленького. Понятно, что этого маленького Дурова пришлось играть мне. Находился я на манеже несколько минут, стоял, плакал, потом появлялся добрый волшебник и превращал меня обратно в Дурова-большого. Вскоре папа предложил мне ассистировать ему на манеже и дальше. Я подавал ему мячики в номере с морским львом и даже дирижировал слоновьим джаз-оркестром.

— Дуровы опровергают расхожую фразу, будто на детях талантливых людей природа отдыхает.

— Да уж, иначе придется считать, что недостаточно талантливым был Владимир Леонидович.

Наталья ДУРОВА дрессировщица, дочь Юрия Юрьевича Дурова

— Сказать по правде, в детстве я вообще не осознавала, что ношу знаменитую фамилию и что это ко многому обязывает. Был период, когда хотела уйти из театра и даже поступила в РГГУ. Я, похоже, еще не могла толком понять, чего хочу от жизни. Когда лучше разобралась, вернулась в театр. Впрочем, высшее гуманитарное образование оказалось полезным. В дрессуре это вряд ли помогает, но при написании сценариев, постановке спектаклей — безусловно.
Впрочем, на практике папа помог мне куда больше, нежели институт. В нашей работе много тонкостей, надо понимать особенности каждого животного, подходить к нему индивидуально.

Вот несколько случаев в подтверждение.
В одном из цирков, где мы работали, по стене неподалеку от слоновника проходила труба отопления с красным фигурным вентилем. Его причудливая форма вызвала большое любопытство у одной из слоних, она начала крутить кран хоботом и залила слоновник водой.

С пони тоже был памятный случай. Две лошадки стояли отдельно, их разделяла перегородка, закрывавшаяся на щеколду. Так одна из лошадок научилась открывать щеколду зубами и пробираться к своему напарнику. Прихожу как-то утром, а они стоят вместе, хотя точно помню, что накануне вечером оставляла их в разных вольерах.

А еще была очень смешная история с козлом, которого я взяла совсем маленьким. Чтобы ему не было скучно, я его посадила к собакам. Не прошло и месяца, как мой козел начал гавкать, то есть блеять не протяжно, а отрывисто и резко. Также он научился есть сухой корм, а еще начал воровать у собак мясо. И если на репетиции кто-то обронит кусок мяса, он тут же подбежит и съест. Это козел, который должен есть сено и морковку!

Работа с животными — это что-то потрясающее, каждый день приносит открытия.

Источник

Дорогие зрители!

Обращаем ваше внимание, что механический аттракцион с участием живых мышей «Однажды на мышиной планете» начинается ТОЧНО в указанное время.

Билеты на аттракцион приобретаются на каждого зрителя старше одного года.

Дети дошкольного возраста проходят только в сопровождении взрослых.
Зрителей в зале рассаживает билетер.

Вход в зал осуществляется за 5 минут до начала сеанса, опоздавшие зайти не могут!

Если вы пришли раньше, вы можете подождать в фойе Большой или Малой сцены, где можно воспользоваться туалетом и буфетом, но не гардеробом!
Это связано с техническими особенностями зала. Надеемся на ваше понимание.

Приятного просмотра!